Фотопоздравление. фотооткрытка. Особый, уже ставший традиционным фотографический жанр, фотографическая миниатюра. Идея поздравительной фотооткрытки не нова. Ещё на заре ХХ века каждый желающий мог изготовить собственную фотооткрытку прямо в домашней фотолаборатории. В продаже имелась специальная фотобумага, на обратную сторону которой типографским способом был нанесён текст «Открытое письмо» и было предусмотрено место для почтовой марки. Дарителю оставалось только отпечатать изображение, а на обороте написать текст «открытого письма» и отнести изделие на почту. К сожалению, последующие десятилетия войн и революций надолго вытеснили все эти «мелочи» из нашего обихода.

   Несколько слов о «правилах игры».

Современная PF-ка в том виде, к которому мы привыкли — это небольшая фотография, размером, как правило, не превышающая стандартную почтовую открытку.

Обязательными атрибутами являются символы PF, полученные из первых букв французского «Pour Feliciter» (чтобы поздравить) или итальянского «Po Felicita» (на счастье), а также цифры наступающего календарного года, например PF 2006 или PF ’06 и, желательно, авторская подпись.

Это, пожалуй, единственное правило, которое обязательно для всех пээфок. Все остальное — на усмотрение автора.

Разумеется, обязательно также стилевое единство изображения и шрифта, формы и содержания, картинки и рамки… Но об этом не обязательно говорить подробно. Ведь PF-ка — это визитная карточка фотографа, его своеобразный автопортрет, «показательное выступление» — маленький отчет перед собою и коллегами. Иногда серьезные, иногда шутливые, часто философские или авангардистские — эти картинки всегда самобытные, так же, как и их авторы.

Сюжеты PF могут быть самыми разнообразными. Смысл картинок чаще всего символичен, ведь Новый год—это рубеж, этап, переход от чего-то старого к чему-то новому. Потому излюбленные темы — перекрестки, повороты, дорога к горизонту… Восход или закат солнца (как граница уходящего и приходящего), свет в темноте, открытое окно или двери и т.п. Но количество подобных символов ограничено, и, чтобы не повторяться, многие авторы предпочитают придумать что-нибудь оригинальное: всевозможные ассоциации, комбинации предметов и чисел, монтажи, пересъемку исторических документов или репродукции из журналов. Часто это даже специально сделанные постановочные снимки, натюрморты или игра актёров.

Иногда сюжет PF-ки отражает предмет эстетических предпочтений автора, или же некое значительное событие в его жизни — например, то, что приятно вспомнить под Новый год и о чём приятно напомнить друзьям. А часто это даже отражение социальной, политической или культурной ситуации в стране или просто автопортрет-размышление. А ещё это хороший способ подарить другу немножко хорошего настроения, поэтому очень часто сюжеты — это шутливые или просто весёлые картинки.

Конечно, невозможно подвести создание PF под общие нормы и правила. Ведь традиции на то и существуют, чтобы их нарушать. PF была, есть и будет самым свободным выражением взглядов, мыслей и философии автора. В ней разрешено практически все. Просто необходимо всегда помнить, что по нашему «творению» будут потом судить о нас… Возможно, даже через поколения.

И всё же есть в этом жанре ещё одна замечательная традиция, разрушать которую не следовало бы. Это—ещё одна возможность блеснуть своим мастерством, фотографическими знаниями и умениями, создав что-то такое, чего до вас никто ещё не придумал. Фотографическое чудо. И вот тут-то «пээфка» предоставляет автору практически безграничное поле деятельности! Редкая технология или уникальное тонирование, новый приём или просто что-то такое, что вызовет зависть и восхищение коллег. И удовольствие на вопрос «А как?...» загадочно ответствовать: «А вот!…», и так и не раскрыть никому тайну создания шедевра, потому что тайна, как известно – лучший двигатель воображения.